Виртуальный музей
Витруальный музей «Мир моей семьи»
Издательский проект 6 «А» класса ГБОУ лицей №226
https://sites.google.com/site/muzeysemyi/
Актуальность проекта. Личностные результаты образования поставлены сегодня на первое место в «Федеральном государственном стандарте основного общего образования». К ним, в частности, относится воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; «осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи»; «формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе творческой и других видов деятельности».
Однако достижение этих результатов сталкивается сегодня с рядом серьезных проблем, которые видятся нам в следующем.
Современный подросток испытывает на себе разнонаправленные влияния семьи, школы, общества, средств массовой информации. Агрессивно вторгающаяся в его внутренний мир массовая культура общества потребления культивирует бездуховность, бессмысленность жизни, стремление к бездумному удовольствию.
Как объединить усилия семьи и школы в воспитании традиционных нравственных ценностей?
Поиск путей решения этой проблемы привел нас к созданию проекта, который решает задачи патриотического, духовно-нравственного и семейного воспитания путем включения учащихся и их родителей в проектную, исследовательскую, творческую деятельность, направленную на воспитание таких ценностей, как Родина, История, Память, Семья, Культура.
Идея проекта: погружение в историю Родины через историю собственной семьи.
Содержание проекта. В течение года шестиклассники под руководством классного руководителя вместе с родителями и родственниками собирают сведения об истории своих семей, судьбах своих предков, профессии, мировоззрении, достижениях своих близких. На уроках русского языка и литературы собранные материалы оформляются в виде сочинений, рассказов, очерков, эссе; на классных часах и уроках истории ученики рассказывают о своих находках, вместе с учителем пытаются осмыслить историю своих семей на фоне истории России. Лучшие материалы публикуются в школьной газете, участвуют в творческих конкурсах, исследования представляются на конференциях различных уровней. Затем на уроках информатики под руководством учителя и с помощью родителей создается сайт «Виртуальный музей «Мир моей семьи», где шестиклассники размещают собранные ими материалы. Далее участники проекта проводят экскурсии по виртуальному музею для родителей, учителей, учеников своей школы и других образовательных учреждений.
При помощи сайта, на котором представлен план реализации проекта, его методическое обеспечение, а также все собранные учениками материалы, творческие работы, происходит распространение опыта.
Цель проекта: осмыслить историю своей семьи на фоне истории России, сохранить память о своих родных.
Задачи проекта
1. Собрать материал
- об истории своего рода,
- судьбах своих предков,
- профессии, мировоззрении, достижениях своих близких родственников.
2. Оформить собранные материалы в виде сочинений, очерков, рассказов, исследовательских работ.
3. Создать интернет-сайт "Мир моей семьи", разместить на нем творческие работы, документы, фотографии по теме проекта.
Участники проекта: 6 «А» класс, Берестовицкая С.Э., учитель русского языка и литературы, классный руководитель, Семенова В.В., учитель информатики, Смирнова Н.В, учитель русского языка и литературы, Толкачева Э.Я., учитель истории, Ласточкин А.С., учитель обществознания, родители, родственники.
Характеристика проекта
Проект
- информационный, поскольку в течение года учениками собиралась информация об их предках в разные периоды истории;
- творческий, потому что вся собранная информация оформлялась в творческих работах: сочинениях, очерках, рассказах;
- практико-ориентированный, так как был создан сайт, на котором размещены все собранные материалы: https://sites.google.com/site/muzeysemyi/ ;
- межпредметный, так как ученики занимались им на разных предметах: истории, русском языке, литературе, информатике;
- надпредметный, во-первых, потому что учащиеся занимались его реализацией не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, а во-вторых, потому, что историческая и семейная память – понятия, имеющие отношения к любому гуманитарному предмету;
- коллективный, потому что в его реализации принимали участие все ученики 6 «А» класса, их родители, родственники, учителя;
- длительный, так как работа над ним велась целый год и в планах – дальнейшее развитие сайта, подключение к проекту других классов.
Этапы проекта
1. Анкетирование «Что я знаю об истории своей семьи?».
2. Постановка цели и задач проекта.
3. Поиск материалов об истории своей семьи: документов, писем, фотографий и т.д.
4. Проведение интервью с членами семьи.
5. Написание сочинений, очерков, рассказов, исследовательских работ.
6. Участие в творческих конкурсах, конференциях.
7. Создание виртуального музея "Мир моей семьи".
8. Презентация сайта виртуального музея в школе.
9. Обсуждение результатов проекта. Планирование творческой и исследовательской деятельности по проекту на следующий учебный год.
Проект может быть реализован в любом образовательном учреждении.
Ресурсное обеспечение проекта
Проект реализуется за счет личностных ресурсов педагогов: важны их заинтересованность, профессиональная компетентность, готовность к диалогу с учащимися и родителями, умение актуализировать личностные ресурсы учеников.
Из материально-технических ресурсов требуется наличие в образовательном учреждении компьютеров с выходом в интернет. Никаких дополнительных материальных вложений проект не требует.
Реализация проекта
На первом родительском собрании в сентябре классный руководитель рассказал родителям шестиклассников об идее проекта и предложил принять участие в ее обсуждении. Родители положительно отнеслись к участию их детей в проекте, некоторые из них рассказали интересные факты из истории своих семей. Были высказаны мнения о том, что проект будет полезен и интересен их детям. Родители проявили готовность принять в нем участие: помогать в поисках материалов из семейных архивов, создании сайта.
Заручившись поддержкой родителей, классный руководитель рассказал об идее проекта шестиклассникам.
Классный час начался с чтения стихотворения А.С. Пушкина:
Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу -
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога Самого,
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Животворящие святыни!
Земля была б без них мертва,
Без них наш отчий край - пустыня
Душа - алтарь без божества.
Шестиклассники размышляли о том, почему так важно знать историю своего рода и почему уважение к предкам является залогом величия человека. Многие впервые задумались над этими вопросами.
Далее ребятам было предложено ответить на вопросы анкеты.
Анкета "Что я знаю об истории своей семьи?"
1. Нужно ли человеку знать историю своих предков?
- Да
- Нет
- Необязательно
2. Если нужно, то для чего?
3. Насколько хорошо вы знаете историю своей семьи?
- Очень хорошо
- Немножко знаю
- Почти не знаю
4. Можете ли вы что-то рассказать о своей семье
- В ХIХ веке
- В годы революции и гражданской войны
- В годы Великой Отечественной войны
- В 90-е годы
- Ничего не могу рассказать
5. Знаете ли вы, как звали ваших прадедушек и прабабушек и кем они были?
- Да
- Нет
- Немного
6. Хотели бы вы создать книгу о своей семье, виртуальный музей своей семьи?
- Да
- Нет
7. Готовы ли работать над проектом?
- Да
- Нет
Представим результаты опроса. В нем приняли участие 26 человек (всего в классе 29; 3 человека болели).
Как показывают результаты анкетирования, абсолютное большинство шестиклассников считает, что человек должен знать историю своих предков. Почему?
- Это стыдно - не знать историю своих предков;
- мне просто интересно увидеть свою семью на фоне истории;
- нужно понимать, на кого равняться;
- нужно знать, от каких хороших людей ты произошел;
- человеку нужно знать историю своих предков, для того чтобы гордиться своими предками;
- чтобы знать, кто ты.
Однако, отвечая на второй вопрос, только 3 ученика написали, что хорошо знают историю своей семьи, 19 знают немножко и 4 – почти не знают.
Лучше всего ученики знают историю своей семьи в годы Великой Отечественной войны, хуже всего – в ХIХ веке, что вполне понятно; и те же 4 человека ничего не могут рассказать об истории своей семьи.
Знают, как звали прадедушек и прабабушек и кем они были 17 человек, остальные либо совсем не знают, либо знают частично.
Хотели бы вы создать книгу о своей семье или виртуальный музей семьи 14 человек, 12 ответили на этот вопрос отрицательно.
И, наконец, выразили готовность работать над проектом 19 человек из 26.
Классный руководитель познакомил ребят с результатами анкетирования, обратив внимание на очевидное противоречие: большинство считает, что человек должен знать историю своих предков, однако хорошо знают ее только три человека. Это противоречие заставило шестиклассников задуматься. Может быть, как писал А.С. Пушкин, мы, действительно, «ленивы и не любопытны»?.. Обсуждение результатов анкеты повысило мотивацию учеников к участию в проекте. Возник вопрос, как быть с теми, кто не выразил готовность участвовать в проекте, ведь проект коллективный, ему посвящаются классные часы, а иногда и уроки. 5 человек из 7 сказали, что они не возражают работать вместе со всеми, а 2 человека настаивали на том, что им совершенно нечего рассказать об истории своей семьи, так как их родители нечего не знают об истории предков. После индивидуального разговора с классным руководителем они согласились попробовать работать со всеми, однако продолжали сомневаться в том, что их участие будет продуктивным.
На следующем классном часе ребята распределились по группам, для того чтобы обсудить темы семейных исследований. В результате получился следующий список.
- Значение и история фамилии
- Семейные имена
- Семейная география
- Генеалогическое древо
- Знаменитые предки
- Гордость семьи
- Семейные истории, предания
- Семейные реликвии
- Особенные фотографии
- Семья на фоне истории: гражданская война, Великая Отечественная война, годы репрессий, 90-е годы
- Моя семья сегодня: традиции, праздники, будни и выходные, распределение обязанностей
- Мои обязанности в семье
- Наш дом
- Люди интересных профессий в моей семье
- Животные в нашей семье
- Семейные ценности
- Герб семьи
Тема первой работы, которую написали ребята, звучала так: «Пишем родословную, историю своей фамилии, рассказ или очерк о своих предках». Работы ребята размещали на персональном сайте учителя русского языка и литературы, классного руководителя Берестовицкой С.Э. на страничке «Читательский дневник» (http://www.berestovitskaya.ru/chitatelskiy-dnevnik/pishem-rodoslovnuyu-rasskaz-ili-ocherk-o-svoikh-predkakh-ili-lyudyakh-sygravshikh-vazhnuyu-rol-v-vash/). Почему работы размещались на сайте?
Во-первых, для того, чтобы ученики могли прочитать сочинения, очерки, рассказы друг друга и затем обсудить их на классном часе. Во-вторых, поскольку изначально планировалось создать сайт «Мир моей семьи», работы сразу оформлялись в электронном виде. И, в-третьих, было важно понять, насколько эта работа вызовет интерес у посетителей сайта. Работы были опубликованы в конце сентября, на сегодняшний день на сайте 1987 просмотров этой страницы.
Из этих первых работ четыре – стали основой трех очерков и одного рассказа, которые приняли участие в Четвертом Всероссийском фестивале “ИСКАТЕЛИ СВОИХ КОРНЕЙ - 2014”, авторы двух очерков стали победителями фестиваля. Одна работа послужила основой для исследования по генеалогии.
Итак, реализация проекта началась успешно. Однако совершенно неожиданно возникли трудности с родителями. Несмотря на то, что на родительском собрании никто из родителей не высказал возражений против участия их детей в проекте, после публикации в родительской группе ВКонтакие тем, над которыми предстояло работать, классный руководитель столкнулась с непониманием и сопротивлением некоторых родителей.
Ими были высказаны следующие опасения.
- Необходимость глубокого погружения в проект родителей, так как, по их мнению, дети сами не справятся, а у них нет времени искать материалы и писать за детей работы: «Мне кажется, не у всех родителей есть время на это, ведь всё ляжет на плечи взрослых, а не детей. Безусловно, это полезно - дети узнают много нового о своей семье, но всё же это проект больше для родителей».
- Возможное вторжение в интимное пространство семьи: «Что касается темы семьи, я считаю, это очень личное и не хотелось бы выносить семейные традиции и обычаи на всеобщее обсуждение!».
Работа с родителями велась дифференцированно. В личных разговорах, в группе ВКонтакте, на родительском собрании разъяснялись цели и задачи проекта, суть проектной деятельности. Родители поняли, что степень их участия в проекте зависит только от их желания и возможностей, поскольку дети могут выбрать темы, с которыми справятся самостоятельно или при минимальной поддержке со стороны родителей. Однако большинство с удовольствием включилось в проект, помогая ученикам в сборе материала, рассказывая о прошлом семьи, разбирая вместе с детьми семейные архивы.
Когда на родительском собрании в конце третьей четверти дети представили созданный сайт как результат работы над проектом, родители высказали слова благодарности учителям и детям за сохранение памяти их предков.
Работа над темами проекта велась до конца третьей четверти и продолжает вестись сейчас.
Безусловно, не все идеи были реализованы. Так, в этом году ребята не успели поработать над темами «Семейная география», «Герб семьи», «Семейные имена»; некоторые темы были видоизменены, объединены. Были темы, над которыми работали абсолютно все ученики класса («Семейные реликвии», «Люди интересных профессий в моей семье», «Моя семья в годы войны»), были такие, над которыми по желанию работали 1-2 человека.
Большой материал был собран по следующим темам: «Мир моей семьи», «Портрет моей мамы», «Семейные реликвии», «Интервью с членами семьи», «Любимые семейные пословицы и поговорки», «Сороковые-роковые», «Наша блокадная книга», «Люди интересных профессий в моей семье», «Животные в нашей семье».
Благодаря собранным материалам вышли два тематических номера школьной газеты: «Дню Матери посвящается» и «Моя семья на фоне истории». Ребята много общались со своими мамами, когда брали у них интервью, и на классном часе предложили отметить день Матери. Приготовили большое выступление, подарки, спекли торты и пригласили всех мам.
Сайт
Еще на самых первых этапах работы над проектом с учениками обсуждался способ представления результатов. Были высказаны следующие предложения:
- Портфолио или брошюра с материалами о каждой семье;
- книга, объединяющая все собранные материалы;
- сайт.
Почему мы остановились на идее сайта?
- Это современная форма издания материала, интересная детям;
- сайт, созданный на базе Сайтов Google, не требует материальных вложений;
- в отличие от напечатанного материала, у сайта есть возможность изменения, развития;
- материалы сайта открыты всем желающим;
- сайт одновременно является живым обобщением и представлением методического опыта.
В третьей четверти началась работа над созданием сайта. На этом этапе к работе подключился учитель информатики и один из родителей, занимающийся дизайном сайтов.
Было решено назвать сайт виртуальным музеем, поскольку на нем будут храниться свидетельства истории семей шестиклассников: от далеких предков до самых близких родственников. Это рассказы родных, фотографии семейных документов, реликвий. Так, на сайте можно увидеть альбом покойного прадеда Михаила Касаткина с его фотографиями, грамотами и боевыми медалями; старинные маятниковые часы, которым 120 лет – семейная реликвия Даниила Райляна; старая газета, в которой бабушка Екатерины Буравкиной рассказывает о том, как вместе с четырьмя детьми несколько лет провела в Освенциме; последнее письмо с фронта брата прабабушки Михаила Васильева, пропавшего без вести в 1941 году, удостоверение на эвакуацию, выданное прабабушке Марии Грешневой перед отправкой в Башкирию в 1942 году; купчую на поместье предков Данила Котова, датированную 1914 г. и др. памятные семейные документы и реликвии.
На главной странице сайта размещен следующий текст:
С чего начинается Родина? Наверно, с самых близких, родных людей - родителей, родственников. Приходя в мир, ребенок сначала становится частью своей семьи, потом - частью своего народа. С истории рода начинается история Родины. Сначала человек учится любить своих родных, природу, свою малую родину, затем - Родину большую.
"Я представляю свою семью через пятнадцать лет... Угадайте, где? В Америке? Нет. На Гавайях? Нет. В России!..
Наверное, наша страна - это большая семья, которая мечтает стать счастливой, когда люди наконец-то начнут радоваться жизни и довольствоваться тем, что есть. Россия станет счастливой, и не страшно ей будет ничего...
Мне кажется, все люди должны сплотиться, как большая дружная семья!" - написала шестиклассница в сочинении, которое назвала: "Моя семья на фоне России".
Открытие огромного мира начинается с мира маленького - семейного. Его постижению, осмыслению и посвящен наш проект - "Мир моей семьи".
Анимация на главной странице – сменяющие друг друга картины русских и зарубежных художников (прошлых веков и современных) на семейную тему и семейные фотографии шестиклассников. Так же оформлены и остальные страницы сайта. Таким образом, шестиклассники как бы вписывают себя и своих близких в общую семейную историю.
На сегодняшний день оформлены 17 страниц сайта:
- Главная страница
- О проекте
- Мир моей семьи
- Портрет моей мамы
- Родословная
- Моя комната
- Семейная библиотека
- Семейные реликвии
- Интервью с членами семьи
- Любимые семейные пословицы и поговорки
- Сороковые-роковые
- Наша блокадная книга
- Очерки и рассказы
- Люди интересных профессий в моей семье
- Дети и звери
- Контакты
- Отзывы
Всего на сайте на данный момент размещено более 150 творческих работ учеников.
На второй странице сайта «О проекте» размещены следующие сведения: цель и задачи проекта, его участники, этапы и результаты реализации. Используя эти материалы, заинтересованные педагоги смогут реализовать подобный проект в своем образовательном учреждении.
На странице «Мир моей семьи» размещены творческие работы о семейной атмосфере, взаимоотношениях в семье, семейном укладе, традициях.
«В нашей семье царит гармония. Если один член семьи куда-то уезжает больше чем на день, чувствуется какой-то недостаток. Мы не можем друг без друга. Я не представляю свою жизнь без младшего брата и очень скучаю по нему, когда куда-нибудь уезжаю, и он мне звонит каждый день...», - это отрывок из работы Данила Котова.
А это – из работы Анны Герасимовой: «Я обожаю приходить вечером домой и пить чай с мамой. Мы не просто пьем чай, в это время мы с мамой шутим, сплетничаем и делимся впечатлениями последних дней или рассуждаем о том, что будет дальше. Во время разговора у нас возникает очень душевная аура...».
Следующая страница - «Портрет моей мамы». На ней – 23 творческие работы, многие из которых начинаются словами: «Если бы я был художником…». Получились очень тонкие, нежные работы, в которых ребята смогли выразить свою любовь и благодарность мамам.
Если бы я был художником, то я бы написал портрет своей мамы.
Она стоит у стола с цветами в огромной, залитой солнечным светом комнате. В её сильных и нежных руках оживает букет, он становится пышнее, ярче, привлекает внимание и просится в объятия.
Моя мама флорист, и она умеет чувствовать цветы, и это состояние души она передаёт в цветах. По её плечам струятся золотистые длинные волосы, они переливаются в лучах солнца разными оттенками. Её лицо освещено внутренней радостью и любовью, на её устах проглядывает загадочная улыбка, а в карих глазах горят лучики озорства. Она прислушивается к шёпоту цветов и руки создают новую цветочную сказку!.. (Дмитрий Семененков)
…У моей мамы зелёные глаза. В маминых глазах можно увидеть её внутренний мир. Её улыбка наполняет меня счастьем и радостью. Её улыбка - это частичка света в темноте. Мамины волосы плавно переливаются на свету. А её руки как будто передают все ее тепло и любовь. Для меня она казалась ангелом небесным… (Недобежкина Ксения).
Я бы нарисовал ее... в тот момент, когда она приходит с работы, ведь она приходит усталая, но в то же время радостная, что снова меня увидела. В тот момент ее нежные темно-зеленые глаза наполнены любовью ко мне, а мамины теплые руки, как лапки зайки, тянутся тебя обнять… (Васильев Миша).
На странице «Родословная» мы разместили отрывок из обращения к ученикам организаторов Четвертого Всероссийского фестиваля «ИСКАТЕЛИ СВОИХ КОРНЕЙ – 2014»: Наши корни – это наши предки. Прежде всего – родители, отец и мать. Затем – бабушка и дедушка. И так далее – в глубину времени.
Затем – это великие люди нашего народа. Те люди, что оставили в истории народа, в народной памяти свой след.
И наконец, это наша страна, наша большая Родина, которая состоит из миллионов “малых родин”, для каждого человека – своих…
История своей семьи, своего народа и своей страны – вот три слоя корней, удерживающих и укрепляющих в жизни – от самого ее начала и до самого ее конца - любого из нас.
Знать эти три слоя своих корней должен всякий, чтобы себя понимать, себя уважать, чувствовать себя сильным и уверенным, чего-то хорошего добиваться, достигать…».
На этой странице пока только две работы. Одна из них посвящена истории происхождения фамилии, вторая – генеалогическое исследование.
В рамках проекта Мария Алехина-Масловская написала исследование об истории своего рода и составила свою родословную. Оказалось, что в ее роду были вице-губернатор и революционер, военный историк и писатель и даже акушер двора Его Императорского Величества. О Машиных предках упоминается в Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона, Биографическом словаре, Большой Советской энциклопедии, Советской исторической энциклопедии, базе данных «Великие люди России», свободной русской энциклопедии «Традиция», Википедии. Ученице удалось установить, что ее дальним предком был Федор Афанасьевич Масловский – участник Бородинского сражения, генерал-майор с 1839 года.
Работа Марии Алехиной Масловской размещена на сайте. На следующий год еще пять учеников планируют написать исследование об истории своего рода.
На странице «Семейные реликвии» размещены работы о дорогих для каждой семьи вещах.
Азарова Валерия.
Дедушка на осенних каникулах рассказывал мне про свое детство.
Летом после войны он гостил у своей бабушки в деревне. А его дядя работал в колхозе водителем. Он брал дедушку, еще совсем маленького мальчика, с собой на работу. Дядя сажал его за "баранку" своей полуторки, и маленький дедушка сам, еще не дотягиваясь до руля, стоя вел машину по накатанной колее.
После войны не было хороших дорог. Они размывались дождями. Поэтому от машинных колес образовывалась глубокая колея. Она вела прямо к нашему дому. До тормозов дедушке было не дотянуться. Прямо у ворот лежала гора бревен, и как только дедушка сворачивал к дому, машина упиралась в дрова и глохла.
Года три назад дедушка делал перестройку всей дачи. Вместе с ним где-то в старом сарае, заваленном досками, мы нашли старую игрушку-машинку. Это была старинная полуторка. Дедушка рассказал, что в те времена люди сами вырезали такие из дерева. Он вспомнил историю своих первых уроков вождения, и теперь я рассказываю ее вам.
Стафурин Александр.
Наша семейная реликвия появилась в семье в 90-х годах 19 века. Ее купил мой прапрапрадедушка для моей прапрапрабабушки. Это ступка - одно из древнейших приспособлений всех хозяек. Она использовалась для измельчения твердых продуктов: орехов для печенья, кусков сахара для выпечки, специй, кусков соли. Ступками домохозяйки в нашей стране пользовались до 90-х годов прошлого века, потом появились кухонные комбайны. Я знаю, что в некоторых домах она до сих пор используется по прямому назначению.
Наша ступка сделана из латуни и весит больше 10 кг.
Она дорога нам не только потому, что очень старая, но и потому, что была утрачена, а потом вернулась к нам. Случилось это так.
Моя прапрабабушка в середине 30-х годов 20 века была выслана из Ленинграда с двумя маленькими детьми из-за ареста своего мужа. Впоследствии, после его смерти, он был оправдан, и его жене и детям разрешили вернуться. К тому времени их квартира была занята другими людьми, и им дали другую комнату.
Когда они уезжали, моя прапрабабушка не могла взять много вещей, так как ей дали всего 24 часа на сборы и на руках у нее были двое совсем маленьких детей. После возвращения она решила сходить на свою старую квартиру и спросить, не сохранилось ли каких-то ее вещей. Единственной сохранившейся вещью была наша ступка.
Вот почему эта вещь так дорога нам. Моя прапрабабушка прожила долгую и очень тяжелую жизнь. Ее мужа расстреляли, она пережила войну и блокаду, во время которой умер ее младший сын, все это время она хранила ступку, которую помнила с тех пор, как помнила себя.
Я всегда буду хранить ее в память о моей замечательной прапрабабушке.
На странице «Блокадная книга» - работы шестиклассников об их близких в блокадном городе. Прадедушка Валерии Азаровой вывозил по дороге жизни людей из блокадного города, прабабушка Ивана Бородулина всю блокаду проработала в трамвайном парке, ремонтировала вагоны, а также работала в госпитале, откапывала раненых и хоронила умерших, тушила зажигательные бомбы. Прабабушка Марии Грешневой работала на обувной фабрике "Скороход", на которой во время войны собирали снаряды для фронта.
Вот что рассказывает о своей прабабушке Морин Всеволод: «Всю блокаду она прожила в Ленинграде. Рыла окопы вдоль железной дороги в Купчино. Во время вражеского обстрела была контужена. После контузии продолжала рыть окопы! И каждый день ходила домой от Купчино к Нарвским воротам, где её ждал сын Николай».
Страница «Сороковые-роковые» - о судьбах прабабушек и прадедушек в годы Великой Отечественной войны. Дошли до Берлина прадедушки Анны Васильевой и Анастасии Сайгушевой, а прадедушка Елизаветы Глинской погиб 8 мая 1945 года в битве за Берлин.
Дмитрий Семененков.
Война – это страшное слово. Блокада – ещё ужаснее.
В третьем классе мы с мамой готовили выпуск газеты «Ко Дню снятия блокады Ленинграда». Тогда я узнал, что моя прапрабабушка, Иванова Татьяна Алексеевна, работала водителем трамвая в Ленинграде. В июне 1941 года, когда началась Великая Отечественная война и враг быстро приближался к городу, она перевозила солдат к линии фронта. Всю блокаду она пережила в городе: работала на оборонительных сооружениях, заготовке дров, дежурила на крыше во время налётов вражеских самолётов и тушила зажигательные бомбы. Весной 1942 года трамваи блокадного города вновь начали своё движение, и бабушка приступила к работе водителя. Она была награждена медалью «За оборону Ленинграда».
В июле 1943 года в тяжёлых боях под Тихвином пропал без вести её муж, старший сержант Иванов Александр Григорьевич. Он добровольцем ушёл на фронт в июне 1941 года.
В это же время в Белоруссии воевал в партизанском отряде мой прапрадедушка Иваницкий Иван Григорьевич, директор сельской школы. Он был заместителем начальника штаба. Много испытаний и переживаний выпало на его долю. Долгое время его семья (жена и два сына) находилась на оккупированной территории и подвергалась смертельной опасности – расстрелу! Прапрадедушка был награждён орденом Отечественной войны II-ой степени, медалями «За отвагу», «Партизан Белоруси». После войны он вернулся к своему любимому делу – учить детей. Был директором школы и преподавал химию и географию. Дедушка прожил долгую (1907-1999 годы) и насыщенную жизнь, всего добивался своим трудом.
И только сейчас, в год 100-летия Первой мировой войны, я узнал, что мой прапрапрадедушка, Аксёнов Ефрем Сафонович, был участником тех событий. Он попал под химическую атаку немцев и чудом остался жив. Тогда впервые газ хлор был применён как отравляющее вещество! Война длилась долго, за смелость и отвагу дедушка был награждён Георгиевским крестом! После войны Ефрем Сафонович работал дорожным мастером и умер в 1968 году.
И это только по линии мамы!
Война не может не волновать и не тревожить. Она ложится тяжёлым испытанием на плечи всех от мала до велика. И в тылу, и на фронте идёт борьба за победу! В Великой Отечественной войне моя семья потеряла четырёх мужчин в возрасте от 20 до 30 лет. Трое детей остались без отцов.
Благодаря проекту ученики не только узнали о судьбах своих предков в роковые моменты истории, но и узнали много интересного о своих самых близких людях – мамах, папах, братьях. Они брали у своих близких интервью, где просили их рассказать о детских мечтах, любимых книгах, о том, что они ценят в людях, какие достижения считают главными в жизни.
На странице «Поговори со мною, мама…» опубликованы интервью с мамами. Интервью Пустовалова Дмитрия.
Мы сидели с мамой на кухне за столом после ужина, пили чай и разговаривали. Я решил, что это время самое подходящее для интервью. Я взял интервью у своей замечательной мамы – Пустоваловой Елены Николаевны.
- Какую книгу ты любила в детстве?
- «Рассказы о животных». Эту книгу написал Эрнест Сетон-Томпсон. Прочитав ее, я больше узнала о жизни диких животных. И я стала их больше любить.
- Кем ты хотела стать в детстве?
- Мамой. Я почти всё время в детстве играла в дочки-матери. И очень хотела стать хорошей, заботливой, любящей мамой. Что у меня и получилось.
- Расскажи о своей детской мечте?
- Я, наверное, в детстве, как и все, о чём-то мечтала. Думаю, как и все, мечтала о принце на белом коне. Но, к большому сожалению, не помню свою самую заветную детскую мечту.
- Кто был твоим кумиром в детстве?
- Мама. Я очень любила и люблю свою маму, а в детстве я хотела быть, как она, ведь у неё было трое детей: я и два моих брата. Я хотела так же, как она, печь блины, готовить, убираться, командовать и быть любящей мамой.
- Какие качества в людях ты ценишь?
-Доброту и честность. Ведь с такими людьми легко идти по жизни.
- Что для тебя счастье?
- Когда мои близкие рядом со мной, все вместе рядом друг с другом. Тогда у меня поднимается настроение. Я всегда переживаю и горе, и печаль, и радость моих близких. Ведь я люблю свою семью.
- Назови пять прилагательных, описывающих тебя?
- Меня опишешь ты. Ты смотришь со стороны и видишь больше, чем я.
И я стал описывать: «Моя мама очень хорошая, добрая, красивая, заботливая и лично для меня лучшая в мире. Я очень её люблю».
- Удалась ли твоя жизнь?
- Да. Думаю, что да, первая часть моей жизни удалась. Но также еще много впереди, ведь я еще молода и рано подводить итоги.
- Чем отличается твоё детство от детства твоих детей?
- Временем. С того момента, как я родилась, прошло много времени. Поменялись технологии, власть, жизнь. Если мы, чтобы пообщаться с друзьями, выходили на улицу и встречались, то моим детям достаточно позвонить по телефону или просто зайти в интернет. Вот так поменялись времена.
Я много нового узнал о маме. И ещё больше убедился, как сильно она меня любит.
Дети не всегда знают, кем работают их родители, чем занимаются на работе. Шестиклассники расспросили об этом своих близких и рассказали о разных семейных профессиях на странице «Люди интересных профессий в моей семье». Среди их родственников оказались учитель, воспитатель, менеджер, медсестра, тренер, радиоинженер, управдом и даже пожарный.
Герасимова Анна.
Я хочу рассказать про самую интересную профессию моей семьи. Есть много довольно интересных профессий. И у меня в семье есть такая. Мой дядя работает пожарным. И он даже получил медаль «За отвагу на пожаре» за то, что спас бабушку с собачкой во время пожара.
В детстве он хотел стать лётчиком и летать на самолёте. Дядя учился в Санкт-Петербургском Государственном институте противопожарной службы. Он выбрал эту профессию, потому что эта профессия наших предков на протяжении нескольких поколений. Он работает в Пожарном отряде по Пушкинскому району. Андрюше нравится эта профессия тем, что он может так помочь людям.
Я очень горжусь своим дядей, потому что он очень отважный и смелый. Мне кажется, это самая интересная мужская профессия.
Прочитав работы одноклассников, ребята сделали серьезные и важные для себя выводы, о чем написали в комментариях: «У многих родителей в детстве была мечта стать космонавтом, или врачом, или даже дворником, или еще кем-то, но мало у кого сбылась эта мечта. Я сделал для себя вывод, что не нужно отчаиваться, если детская мечта не сбылась, ведь все родители моих одноклассников добились успехов в жизни и стали достойными людьми.
Некоторые родители пошли на ту или иную работу, вынужденные жизненными обстоятельствами, например, чтобы быть с ребенком в детском саду, а кто-то поставил себе в юности цель стать инженером или тренером и настойчиво шел к своей мечте.
Нам было полезно узнать, как члены наших семей выбирали себе профессии и кем они теперь работают.
Еще я понял, что почти весь наш класс не определился с выбором профессии, кроме некоторых единиц, хотя пора бы уже об этом серьезно подумать.
И, самое главное, каждая работа заслуживает уважения, кем бы кто ни был».
Результаты
Главным результатом работы над проектом стало создание сайта «Виртуальный музей «Мир моей семьи».
На нем хранится память о предках, родителях, родных и близких шестиклассников, а также память о важном этапе их внутреннего развития, об их первых шагах в исследовании, творчестве. Становясь старше, они смогут возвратиться к своим детским работам, осмыслить процесс собственного взросления.
Еще один немаловажный результат проекта – это участие и победы в различных творческих конкурсах и конференциях. Ребята научились представлять результаты своей работы, смогли осмыслить ее значимость благодаря внешней оценке.
Результаты участия в конкурсах, конференциях
Международный фестиваль «Искатели своих корней».
Участники очного тура: Саламатина Анна, Котов Данил.
Победители фестиваля:
Бородулин Иван, Пустовалов Дмитрий.
Районная учебно-исследовательская конференция "Купчинские чтения: наука, творчество, поиск".
Творческая секция
Победители: Саламатина Анна, Котов Данил, Пустовалов Дмитрий, Бородулин Иван.
Секция "Социальные проекты"
Победитель: 6 "А" класс
Четвёртый городской конкурс школьных изданий «Мы - журналисты»
Номинация "Лучшая литературная публикация в прозе"
Победитель: Саламатина Анна
Двенадцатые гимназические ученические Всероссийские чтения «Конференции победителей»
Диплом лауреата: Мария Алехина-Масловская
Сертификат участников, диплом "Перспектива": 6 "А" класс
Районный этап городского конкурса творческих работ юных генеалогов
«Родословные петербургских школьников»
Мария Алехина-Масловская - победитель, прошла на городской этап.
Вот как сами шестиклассники оценили результаты своего участия в проекте.
Буравкина Катя: «Мы попробовали себя в разных жанрах, каждый писал работу и оформлял по-своему, вкладывая в свою работу креативность, доброту и частичку себя. Думаю, закончив школу, мы будем благодарны за то, что оставили столько воспоминаний, которые будут греть душу».
Пустовалов Дмитрий: «Самым интересным было узнавать о своих предках, кем были, откуда пришла фамилия, как она появилась…».
Глущенко Виталина: «Теперь я имею представление о том, как нужно «ухаживать» за сайтом».
Кочкарева Лиза: «Что дало мне участие в проекте? Это вопрос, который нужно обдумывать, копаясь в воспоминаниях проходящего года. Идея – вот что самое главное. Идею нам предложила классный руководитель. Всего лишь задумка превратилась в маленький мирок… Помню, как я сидела перед белым листом бумаги, а в голову лезли мысли обо всем, кроме сочинения. Через десять минут смотрения на название приходит идея (а это, как я говорила, самое главное), и я замечаю, как листок бумаги нехотя наполняется. Это такое странное удовлетворение, что ты сделал что-то стоящее».
Касаткин Михаил: «С самого начала проекта я активно писал работы, предлагал идеи и представлял проект на различных конкурсах. И, спустя год, я делаю выводы, чему же я научился благодаря этому проекту.
1. Я стал лучше писать творческие работы, очерки, рассказы, научился брать интервью.
2. Я научился работать с сайтом, размещать и форматировать текст, создавать страницы и подстраницы, вставлять фотографии…
Герасимова Аня: «На просторах интернета появился сайт нашего класса. Моих работ там примерно семь. И их этих семи, наверно, шесть я написала с помощью моих родственников. Например, когда я писала про семейную реликвию, где-то час разговаривала со своей бабушкой, она рассказывала про монету екатерининских времен. А моя вторая бабушка рассказывала про войну.
Ей очень понравилась идея сайта, и мы весь вечер смотрели старые фотографии…».
Стафурин Саша: «Самое хорошее, что, работая над этим проектом, я стал больше общаться с родителями, бабушками и дедушками. Узнал очень многое о роде Стафуриных, и не только. Я узнал, как и откуда пошёл мой род.
Мне нравится участвовать в данном проекте, так как мне очень интересно слушать рассказы моей бабушки, восстанавливать семейное древо, рассматривать старые вещи и фотографии.
Я думаю, что наше исследование очень полезно, так как в наше время семейные узы теряют ценность, родственники практически не общаются. Знание своих корней помогает воспитывать патриотизм. Каждая семья внесла весомый вклад в развитие Родины, и моя семья не является исключением».
Таким образом, благодаря участию в проекте шестиклассники смогли
- изучить происхождение своей фамилии, историю своего рода;
- узнать о судьбах своих предков;
- лучше понять историю своей страны;
- лучше узнать своих самых близких людей;
- научиться писать сочинения, очерки, рассказы, брать интервью; размещать материалы на сайте;
- познакомиться с основами учебно-исследовательской деятельности;
- лучше узнать друг друга;
- научиться работать в группе.
И, наконец, еще один результат работы над проектом – укрепление взаимоотношений родителей и детей, семьи и школы.